ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПОДВЕРГСЯ НАСИЛИЮ

 

  1. Незамедлительные действия
  2. Как только Вам стало известно, что Ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, или у Вас есть обоснованные подозрения, что ребенок подвергся сексуальному насилию, сразу же сообщите в полицию: позвоните в 102 или поезжайте в районное управление полиции, чтобы написать и зарегистрировать заявление, возьмите с собой удостоверение личности и свидетельство о рождении ребенка (ребенка с собой не везите). Если преступление совершено в школе, другими учениками или сотрудников школы, не нужно для начала идти советоваться к директору или учителям. Это тяжкое преступление, и о нем нужно сразу сообщить в полицию. С января 2020 года введена в действие новая уголовная ответственность за недонесение о преступлении и укрывательство преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего до 6 лет лишения свободы.
  3. Если полиция приехала к Вам на дом, не позволяйте им задавать вопросы ребенку пока не начнется официальный допрос с участием психолога, адвоката и потребуйте от следователя произвести видеосъемку допроса.
  4. Родители должны сфотографировать одежду, в которой пострадавший ребенок был во время совершения преступления. Ни в коем случае нельзя стирать одежду, умывать ребенка и нужно сразу все его вещи упаковать в пакет и отдать ее следователю. Все переданные вещи должны быть сфотографированы специалистом из полиции, опечатаны, подписаны. Передача вещей оформляется следователем протоколом выемки, где подробно описывается каждая переданная вещь.
  5. Сразу же после сообщения в полицию, полиция должна начать расследование по горячим следам. Следователь обязан сразу же направить родителя с ребенком на прохождение судмедэкспертизы и психолого-психиатрической экспертизы. Если преступление только произошло, то важно не умывать ребенка – ни лицо, ни рот, ни тело. Нужно попросить ребенка потерпеть, чтобы судмедэксперты сняли смывы с лица, рта, тела, так как в смывах останутся следы от преступления.
  6. Если между моментами совершения преступления и обнаружения прошло какое-то время (несколько дней, месяцев), необходимо обратиться к независимому детскому психологу для определения эмоционального состояния ребенка. Это заключение ляжет в основу обвинения ввиду отсутствия возможности провести судебно-медицинскую экспертизу.
  7. Подозреваемого следователь сразу же должен отправить на геномную/генетическую экспертизу белья и половых органов. Если было какое-либо принуждение, то экспертиза выявит этот факт. Если время упущено для проведения экспертиз в отношении подозреваемого, то добивайтесь от следователя проведения негласных следственных действий: согласно ст. 231 УПК РК, следователи могут применить негласный аудио- и/или видеоконтроль лица, наблюдение за лицом, установить прослушку телефонов и другое.
  8. Органы полиции обязаны сообщить о расследовании органам опеки и попечительства и инспекторам ювенальной полиции. Органы опеки выделяют психолога для участия в следственных действиях с несовершеннолетними.
  9. Если преступление было совершено в школе, полиция должна запросить записи с камер видео наблюдения в школе, если имеются. Камеры обязали установить во все школы после резонансного дела об изнасиловании школьницы в туалете в ноябре 2019-го года, но возможно, еще не везде их установили.
  10. Следователь должен допросить подозреваемого (если несовершеннолетний, то тоже в присутствии законных представителей, адвоката и психолога), а также допросить всех свидетелей. Если преступление было совершено в школе, то необходимо допросить учителей, директора и других учеников, кто мог видеть или знать о совершенном преступлении. Также важно обеспечить, чтобы потерпевший и подозреваемый были изолированы друг от друга. Следователь может настаивать на очной ставке между потерпевшим и подозреваемым, однако законные представители имеют право отказаться от очной ставки, чтобы не травмировать ребенка из-за новой встречи с подозреваемым в преступлении.
  11. Важно, чтобы следователь сразу же взял у директора, учителей и психолога школы, где учится Ваш ребенок, подписку о неразглашении информации, чтобы не было утечки информации по школе.
  12. Родители имеют право попросить школу перевести ребенка на домашнее обучение на 2-3 месяца, пока будет идти следствие.
  13. При наличии реальной угрозы применения насилия со стороны подозреваемого/обвиняемого против семьи и несовершеннолетних, родители могут письменно обратиться к следователю с заявлением; тогда следователь выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании запрета на приближение и направляет его прокурору.

 

 

  1. Допрос ребенка
  1. Цель допроса ребенка – получение от него показаний, объективно отражающих действительность, и новых сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию в ходе досудебного расследования.
  1. Не разрешайте полицейским или кому-либо задавать вопросы ребенку, пока не начнется официальный допрос. Повторные допросы о пережитом могут вызвать повторную психическую травматизацию у ребенка, и ребенок может закрыться и ничего больше не сказать.
  1. Вы имеете право свести к минимуму допросы, отказаться от очной ставки. Допрос может проводиться в полиции. Но Вы также имеете право пригласить следователя для допроса домой, в привычную обстановку и обязательно в штатском, чтобы не травмировать детскую психику. Психологи также рекомендуют проводить допрос несовершеннолетнего потерпевшего по месту его жительства, так как его спокойствие будет зависеть от окружающей его обстановки. Настаивайте на таких условиях, не бойтесь, это ради здоровья Вашего ребенка. Если допрос проводится у Вас дома, нужно также пригласить домой психолога и адвоката и обеспечить видеосъемку со стороны следователя.
  1. Вы имеете права требовать депонирование показаний по ст. 217 УПК РК – это проведение допроса следственным судьей в целях исключения последующих допросов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших для исключения психотравмирующего воздействия. Допрос следственным судьей несовершеннолетнего потерпевшего и свидетелей производится на видеокамеру в присутствии лиц, ходатайствовавших о депонировании их показаний, а также педагога, психолога и законных представителей.
  1. Если допрос проводится в полиции, убедитесь, что для допроса ребенка вызвали адвоката, психолога, и что следователь подготовил кабинет для съемок на видео камеру. Желательно пригласить своего знакомого адвоката. Но если у Вас нет адвоката, то по делам несовершеннолетних в полиции должны обеспечить присутствие адвоката через приглашение местной профессиональной организации адвокатов прислать адвоката. При этом в полиции не имеют права рекомендовать Вам конкретного адвоката.

 

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: к сожалению, на практике были случаи, когда «бесплатные» адвокаты, предоставленные за счет государства, халатно относились к своим обязанностям, в результате чего были серьезно нарушены права пострадавших детей и им были нанесены психологические травмы. Все зависит от личности и порядочности отдельного специалиста. Поэтому настоятельно рекомендуем приглашать адвоката, который имеет опыт ведения дел по насилию в отношении детей и которому Вы доверяете.

 

  1. Вы имеете право дать отвод адвокату, если видите, что он не пишет ходатайства и жалобы, формально сидит на допросах, не дает вам никаких советов или еще хуже, откровенно работает на сторону подозреваемого. Настоятельно рекомендуется присутствие на допросе детского психолога и адвоката, которым Вы доверяете.

 

  1. Для участия в допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет обязательно вызываются педагог и (или) психолог. По усмотрению следователя, педагог и (или) психолог также приглашаются для участия в допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Участие психолога на допросе обеспечивается за счет государства. Но обычно это психологи от школы, где учится ребенок. Поэтому рекомендуется просить предоставить психолога из другой школы, не из той, где учится ребенок.

 

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: к сожалению, на практике были случаи, когда «бесплатные» психологи, предоставленные за счет государства, непрофессионально относились к своим обязанностям, случайно или намеренно общались с пострадавшими детьми в отсутствие их законных представителей, в результате чего пострадавшим детям были нанесены дополнительные психологические травмы, и дети отказывались что-либо говорить. По сообщению родителей пострадавших детей, не исключено, что некоторые психологи намеренно помогают следователям «разваливать» такие категории дел. Все зависит от личности и порядочности отдельного специалиста. Поэтому настоятельно рекомендуем приглашать профессионального психолога, который имеет опыт оказания участия в уголовных делах по насилию в отношении детей и которому Вы доверяете.

 

  1. Ни на минуту не оставляйте ребенка один на один ни с кем! Все следственные мероприятия должны проходить в вашем присутствии. Вы имеете право присутствовать при допросе своего ребенка. (215 УПК РК)
  1. Допрос несовершеннолетнего лица производится в дневное время суток и не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. В случае явного утомления несовершеннолетнего допрос должен быть прерван и до истечения этого времени. (ст. 209)
  1. Не позволяйте унижать ваших детей на допросах адвокатам подозреваемых и следователям некорректными, оскорбительными вопросами!
  1. Потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.При разъяснении таким потерпевшим процессуальных прав и обязанностей им указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетнему потерпевшему разъясняется право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении уголовного правонарушения их самих или близких родственников.
  1. Присутствующим при допросе педагогу, психологу, законному представителю разъясняется право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также с разрешения лица, осуществляющего досудебное расследование, задавать вопросы допрашиваемому.Лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе отвести вопрос, но должен занести его в протокол и указать причину отвода.
  1. Перед началом допроса следователю следует опросить родителей ребенка, чтобы иметь представление о его личности.
  1. В рамках допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователь может в форме беседы разъяснить функции органов досудебного расследования, основные положения уголовного кодекса Республики Казахстан.Затем он может задать вопросы по выяснению условий жизни, воспитания, жилищного и материального положения потерпевшего, его бытового окружения, успеваемости в школе.
  1. Допрос необходимо вести на доступном для подростка языке, не усложняя речь юридической терминологией, но и не упрощать свою речь, чтобы несовершеннолетний потерпевший мог чувствовать дистанцию.
  1. Следователю не следует перебивать ребенка/подростка в ходе его свободного рассказа, так как он может сбиться и последовательность изложения будет нарушена.Лучше по окончании его рассказа восполнить недостающую информацию уточняющими вопросами.

 

ФИКСАЦИЯ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО (данный раздел написан с использованием материалов научной статьи https://articlekz.com/article/19862/)

  1. Фиксация показаний несовершеннолетнего потерпевшего идет в протоколе допроса. В качестве факультативных средств фиксации возможно использовать аудио и видеозапись.
  1. Требуйте аудио и видеофиксацию допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в дополнение к протоколу, чтобы не подвергать ребенка нескольким допросам и не травмировать его. Это важно еще по нескольким причинам:

– Во-первых, информация, получаемая от потерпевшего, очень объемна; ее затруднительно в полном объеме отразить в протоколе, и в результате могут возникнуть разные толкования показаний потерпевшего.

– Во-вторых, в протоколе отражается не ход допроса, а его результат, вследствие чего уловить все нюансы процесса получения показаний по протокольной записи очень трудно, что осложняется объективную оценку полученных сведений.

– В-третьих, показания несовершеннолетних, и особенно малолетних, имеют речевые особенности, трудно поддающиеся записи в протоколе. Например, дети могут использовать выражения, которые не до конца понимают, или в силу возраста, они могут давать неправильную оценку ряду явлений. Разобраться во всем этом можно только в результате последующего детального анализа показаний, что значительно облегчает аудио или видеозапись.

– В-четвертых, при фиксации показаний потерпевшего только в протоколе утрачивается эмоциональная окраска самих показаний. Знания об эмоциональных переживаниях важны с точки зрения оценки показаний, поведения потерпевшего в ходе преступного посягательства, для проведения психологической экспертизы. Также видеозапись помогает передать мимику ребенка, его жесты, которыми он вместо слов может выражать свое отношение к затронутой теме.

– В-пятых, аудио и видеозапись является дополнительным источником доказательств по делу в случае изменения или отказа несовершеннолетним потерпевшим от своих показаний в связи с тем, что дети легко подвергаются влиянию. Демонстрация видеозаписи нередко позволяет не прибегать к очной ставке между несовершеннолетним потерпевшим и взрослым обвиняемым, когда имеются опасения, что под воздействием взрослого несовершеннолетний может изменить свои показания.

– В-шестых, чем раньше показания несовершеннолетнего будут записаны на аудио или видеоноситель, тем больше информации о событии будет получено. С момента записи может оказываться психотерапевтическая помощь ребенку без риска нанести вред установлению истины. Применение аудио и, особенно, видеозаписи при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего дает возможность суду и всем участникам судебного процесса, а в период досудебного расследования участникам досудебного производства, получить ту информацию, которую воспринимало лицо, проводящее следственное действие, а также позволяет реализовать принцип повышенной охраны несовершеннолетних путем минимизации их участия в процессе.

 

 

  1. Права и обязанности несовершеннолетнего потерпевшего:
  1. Несовершеннолетний потерпевший, в соответствии со ст.71 УПК РК, обладает следующими правами и обязанностями, которые должны быть отражены в постановлении, и также разъяснены потерпевшему и его законному представителю.

Потерпевший и его представители имеют право:

  • знать о предъявленном подозрении и обвинении;
  • давать показания на родном языке или языке, которым владеет;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • иметь представителя;
  • получать имущество, изъятое у него органом уголовного преследования в качестве средства доказывания или представленное им самим, а также принадлежащее ему имущество, изъятое у лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, получать принадлежащие ему подлинники документов;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием, и подавать на них замечания;
  • участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
  • знакомиться по окончании досудебного расследования со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, за исключением сведений, составляющих государственные секреты;
  • заявлять ходатайства о предоставлении мер безопасности ему и членам его семьи, неразглашении обстоятельств частной жизни, о применении в отношении подозреваемого запрета на приближение;
  • получить копии постановлений о признании его потерпевшим или отказе в этом, прекращении досудебного расследования, обвинительного акта, а также копии приговора и постановления суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • участвовать в судебном разбирательстве дела в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • выступать в судебных прениях;
  • поддерживать обвинение, в том числе и в случае отказа государственного обвинителя от обвинения;
  • знакомиться с протоколом судебного заседания, при этом вправе проставлять свои подписи в конце протокола, а при ознакомлении с частью протокола судебного заседания – в конце этой части; в случае применения аудио-, видеофиксации судебного заседания – в конце протокола, подавать замечания на протокол;
  • приносить жалобы на действия (бездействие) органа, ведущего уголовный процесс;
  • обжаловать приговор и постановления суда;
  • знать о принесенных по делу жалобах и протестах и подавать на них возражения и участвовать в их рассмотрении;
  • защищать свои права и законные интересы иными способами, не противоречащими закону;
  • знать о намерении сторон заключить процессуальное соглашение, о его условиях и последствиях, предлагать свои условия по возмещению ущерба, причиненного преступлением, либо возражать против его заключения.

Несовершеннолетнему потерпевшему также разъясняется право на предъявление гражданского иска в уголовном процессе и обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного уголовным правонарушением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном процессе, включая расходы на представителя.

 

  1. Обязанности несовершеннолетнего потерпевшего и их представителей:

С учетом особого статуса несовершеннолетнего потерпевшего, согласно ч.5 ст. 157 УПК РК не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, а лица, не достигшие восемнадцати лет, без уведомления их законного представителя.

  • При допросе потерпевший должен правдиво сообщить все известные по делу обстоятельства и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, известных ему по делу.

 

  1. Особенности назначения экспертизы
  1. При назначении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего потерпевшего о психическом состоянии, целью экспертизы является установление состояний нервно-психической напряженности, эмоционального стресса лица и влияние этих состояний на его поведение.

На разрешение экспертов выносятся следующие вопросы:

  1. имеются ли отклонения в развитии подростка по сравнению с нормальным для этого возраста?
  2. с чем связаны отклонения, если это не вызвано психическим заболеванием?
  3. какому возрасту соответствует фактическое развитие подростка?
  4. возможно ли сделать вывод о том, что подросток не полностью понимал значение действий, произошедших в отношении него?
  5. Завершение досудебной стадии
  6. В момент окончания досудебного производства, на основании ст.294 УПК РК«Уведомление об окончании производства следственных действий и разъяснении права на ознакомление с материалами уголовного дела» следователь обязан разъяснить родителям или представителям несовершеннолетнего потерпевшего право на рассмотрение дела в специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних, в районном и приравненном к нему суде.
  7. Об ознакомлении несовершеннолетнего потерпевшего с материалами уголовного дела лицом, осуществляющим досудебное расследование, составляется протокол, который подписывается несовершеннолетним, его законным представителем, педагогом.

 

Похожие записи